Принятие мер в отношении недобросовестных налогоплательщиков

 

7 июля 2017 года в Париже Россия в числе 67 государств подписала многостороннюю конвенцию, направленную на минимизацию случаев уклонения от уплаты налогов. Планируется, что данный документ позволит на практике применить нормы по предотвращению ухода от налогообложения, зафиксированные в международных соглашениях.

Подписавшие конвенцию страны автоматически взяли на себя обязательства внедрить в существующие уже СИДН пункты плана действий относительно размывания налоговой базы Base Erosion and Profit Shifting, иначе — плана BEPS.

Единовременное внедрение норм и мероприятий, содержащихся в BEPS, во всех странах-участниках конвенции привело бы к необходимости внесения правок более чем в 3000 СИДН. Во избежание этой процедуры, требующей длительных переговоров, лидеры стран «Группы 20» поддержали идею создания многостороннего международного соглашения, позволяющего модифицировать двухсторонние налоговые договоры, при этом не требующего внесения изменений в каждый документ отдельно.

Подробнее о BEPS

Международное налоговое планирование сформировалось еще в Древней Греции, соответственно существует оно на протяжении почти всей истории экономических отношений. Уже тогда тенденция ухода от налогов несла государственной казне убыток. К началу 21 века уход от налогов достиг огромных масштабов. Согласно подсчетам специалистов ОЭСР в 2000 году развитые страны в общем потеряли порядка 200-250 млрд.$, причем показатель этот включает в себя лишь убытки, образовавшиеся в ходе использования законных схем налогового планирования.

С целью контроля за уплатой налогов и прекращения использования схем агрессивного налогового планирования странами «Группы 20», а также специалистами ОЭСР был сформулирован план BEPS – перечень норм и рекомендаций, направленных на регулировку налогового поведения, борьбу с вышеупомянутыми схемами трансграничного налогового планирования. Пункты BEPS подлежат в будущем имплементации в законодательство стран, подписавших конвенцию.

Нынешний план ориентирован не на принятие мер в отношении недобросовестных налогоплательщиков, а на изменение правил налогового планирования в целом. Основные тезисы ныне запущенного BEPS были сформулированы еще в 2012 году, когда государства «G20» обратились к ОЭСР с просьбой найти действенный метод по борьбе с сокрытием налогооблагаемого дохода в безналоговых юрисдикциях.

Первый отчет был сформирован уже к 2013 году, тогда же были определены основные тезисы будущего плана. В октябре 2015 года была осуществлена финальная доработка 15-ти пунктов BEPS:

1.Решение налоговых проблем и особенности налогообложения в эпоху «цифровой экономики».

2.Нейтрализация «гибридных схем».

3.Повышение эффективности правил о Контролируемых Иностранных Компаниях (правил КИК).

4.Борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и других финансовых транзакций.

5.Общее противодействие «вредоносной налоговой практике» (применяемой в основном классическими оффшорами), принимая во внимание вопросы прозрачности и экономического содержания.

6.Предотвращение злоупотреблений положениями договоров об устранении двойного налогообложения.

7.Предотвращение применения схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства».

8.Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов.

9.Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала.

10.Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском.

11.Разработка методов сбора и анализа информации в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения.

12.Внедрение правил, требующих раскрывать «приемы агрессивного налогового планирования».

13.Оптимизация требований в отношении документирования трансфертного ценообразования и «пострановой отчетности».

14.Разработка и повышение эффективности механизмов решения споров между странами по налоговым вопросам.

15.Разработка всеобъемлющей многосторонней конвенции по вопросам международного налогообложения в целях модификации существующих налоговых договоров между странами.

Как будет работать BEPS?

В числе стран, подписавших конвенцию, фигурируют традиционно используемые в российском налоговом планировании страны — Кипр, Нидерланды, Люксембург. Однако сам этот факт еще не делает все нормы, упомянутые в BEPS, применимыми.

На практике, процесс проверки применимости положений плана состоит из нескольких ступеней:

1.Страны должны подписать Международную конвенцию;

2.Подписавшие страны должны перечислить, в налоговые соглашения с какими странами МК будет вносить изменения;

К примеру, если Швейцария, подписав конвенцию, не включила соглашение с Россией в число изменяемых, поэтому положения BEPS внедряться в СИДН между двумя этими странами не будут.

3. Меры, избранные странами для усиления налоговых отношений друг с другом должны быть идентичны. В случае если меры, выбранные одной страной несоизмеримы с мерами, выбранными страной-оппонентом, положения BEPS внедряться в СИДН между двумя этими странами не будут.

Например, если страна-подписант Многосторонней конвенции, назвавшая в числе изменяемых соглашений соглашение с Россией, заявляет о применении Extended LOB и мер борьбы с кондуитными компаниями, а Россия в отношении этой страны применяет лишь Principle Purpose Test и упрощенный LOB, соглашение между двумя этими странами изменено не будет.

Кондуитные компании — это компании, зарегистрированные в странах, заключивших с Россией СИДН, и не облагаемые налогом у источника.

Для понимания того, какие налоговые соглашения и каким образом будут меняться, необходимо проанализировать, какие были выбраны меры, и какие оговорки были сделаны странами-партнерами при подписании и ратификации МК.

Что поменяет принятие Конвенции и BEPS в России?

Вероятнее всего, результатом подписания Россией Многосторонней конвенции и, следовательно, принятия плана BEPS станет единовременное внесение правок в ключевые СИДН страны по ряду параметров. Планируется, что корректировка условий соглашений будет осуществлена в 2019 году, однако с некоторыми странами реализация плана возможна ранее – в 2018.

Среди тестов на применимость плана странам, подписавшим конвенцию, придется пройти два.

Принцип основной цели (Principle Purpose Test)

Независимо от положений Соглашения, льгота не предоставляется в отношении дохода либо капитала в том случае, когда можно доказать, что получение льготы было основной целью соглашения или сделки.

Например, при учреждении холдинговой компании на Кипре или в Голландии можно заключить, что получение 5% ставки налога у источника было одной из основных целей. Льгота в таком случае предоставляться не будет.

Принцип ограничения льгот (Limitation of Benefits Test)

Для прошедших первый тест предусмотрен тест второй – на ограничение льгот.

Суть теста на ограничение льгот заключается в том, что льготы по налоговым соглашениям могут не предоставляться, если акционерами претендующей на льготы компании более чем на 50% являются резиденты другой юрисдикции.

Например, даже если российская фирма с материнской компанией в Нидерландах или на Кипре сможет доказать, что получение налоговых льгот не было одной из основных целей, то и в этом случае льгота не будет предоставлена, если акционерами будут на более чем 50% не кипрские/голландские резиденты.

При этом в России активов кипрских холдингов с реальными кипрскими акционерами практически нет. По голландским, люксембургским и другим холдингам ситуация аналогичная.

Отметим, что на данный момент ни Люксембург, ни Кипр, ни Нидерланды не выбрали LOB, поэтому описанный выше сценарий является маловероятным. Однако в отношении стран, которые выберут упрощенный LOB, как это сделала Россия, и включат российское соглашение в число изменяемых, ситуация будет выглядеть именно так.

Резюме

На основании вышеизложенного можно заключить, что Principle Purpose Test в совокупности с Limitation of Benefits Test сделают льготы налоговых соглашений не применимыми к большинству структур российских бенефициаров в их текущем виде.

Второй вывод, заключается в том, что Люксембург, Кипр и Нидерланды так же будут применять Principle Purpose Test, совпадающий с выбранной Россией мерой.

Конечно, это далеко не все изменения, предлагаемые МК. Существует масса положений касающихся дивидендов, недвижимости, инвестиций и других видов дохода.

Сегодня, с подписанием Многосторонней конвенции многие предприниматели уже почувствовали «ветер перемен». Российскому бизнесу придется претерпеть немалые изменения и, может быть, даже осуществить полную перестройку своих схем, дабы соответствовать грядущим изменениям.

Итог

Несмотря на то, что план BEPS является рекомендацией и не возводится в статус юридического документа, ни у кого не возникает сомнений – подписание конвенции вместе с принятием плана рекомендаций и мер сыграет весомую роль в положении налоговых дел не только в России, но и во всем мире. Более того, страны, не подписавшие конвенцию, будут подвергнуты мощнейшему политическому давлению, на манер того, что вынудило Панаму, сначала категорично отказавшуюся от принятия CRS, внедрить стандарт в свое законодательство. Тогда, стоило государству воспротивиться, разразился легендарный скандал «Панамские документы» — утечка данных, обнажившая данные владельцев сотен тысяч оффшорных структур. Вполне возможно, что привлекать страны к подписанию конвенции и следованию BEPS будут по подобной схеме.

Всеобщее внедрение положений плана BEPS в законодательные акты участвующих в процессе стран приведет к тому, что подавляющее большинство схем международного налогового планирования потеряет свою эффективность, а некоторые из них станут и вовсе незаконными. В условиях значительного повышения финансовой прозрачности налоговым и правоохранительным органам станет значительно проще выявлять и разоблачать подобные схемы. Например, налоговые последствия международных сделок с иностранными аффилированными компаниями могут быть пересмотрены налоговыми органами (возможности доступа к такой информации у фискальных органов станет значительно шире). Такой пересмотр может быть осуществлен как на основании правил трансфертного ценообразования, так и в соответствии с активно продвигаемым ныне «принципом необоснованной налоговой выгоды».

Тем не менее, нельзя утверждать, что возможности для международного налогового планирования будут полностью уничтожены, хотя новые условия и ужесточат правила игры. В России, как и в других государствах, нововведения неизбежно отразятся и на взаимодействии с иностранными компаниями, поэтому компаниям придется пересмотреть свои схемы.

Поделиться с друзьями: