Регистрация юридического лица по месту жительства учредителя или директора

Место нахождения общества с ограниченной ответственностью определяется местом его государственной регистрации, которое должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Государственная регистрация общества осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества или иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).

Единоличным исполнительным органом общества является директор (генеральный директор), в качестве которого выступает только физическое лицо, кроме случаев, когда функции такого органа переданы управляющему (п.п. 1 и 2 ст. 40, ст. 42 Закона об ООО). Законодательство не предъявляет требований к месту его нахождения. Следовательно, оно может быть любым, в том числе и совпадать с местом его жительства.

Однако в п. 3.3 ранее действовавших Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 (далее - Методические разъяснения), указывалось, что следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, и что юридическое лицо не вправе размещать свои органы в жилых помещениях. В связи с этим налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, отказывали в регистрации по причине указания адреса жилых помещений в качестве места нахождения организации.

Арбитражные суды в своей практике, напротив, придерживались позиции о допустимости указания в качестве местонахождения юридического лица адреса жилого помещения, поскольку регистрация юридического лица по данному адресу не означает фактического размещения его в жилом помещении и не нарушает жилищного законодательства (см, например, Постановления ФАС Центрального округа от 26.03.2007 N А68-3866/06-АП-247/14, от 10.01.2007 N А14-7547/2006-367/14; ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2008 N А19-9638/07-36-Ф02-1873/2008; ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2007 N Ф03-А04/07-1/4243).

Данная позиция нашла свое отражение в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица". Согласно разъяснениям, содержащимся в данном пункте, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Следовательно, регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости допустима, если собственник объекта дал на это свое согласие. Причем прямо подчеркивается, что данное согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Учитывая, что само законодательство о государственной регистрации юридических лиц не содержит запрета на указание в качестве места нахождения организации адреса жилого помещения и не позволяет отказывать по данному основанию в регистрации юридического лица (ст. 23 Закона о госрегистрации), а Методические разъяснения утратили силу с 4 июля 2013 года на основании положений п. 5 приказа ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, можно сделать вывод, что регистрация общества по месту жительства его директора не противоречит действующему законодательству.

Поделиться с друзьями: