Последствия несовпадения адреса юридического лица

Российское законодательство не содержит определений юридического и фактического адреса юридического лица.

На практике под юридическим адресом понимается место нахождения юридического лица, указанное в регистрационных документах, а под фактическим - адрес того объекта, где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность.

Законодательство не требует, чтобы адрес фактического места нахождения организации совпадал с адресом, указанным в ее учредительных документах и ЕГРЮЛ. На практике адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная хозяйственная деятельность юридического лица (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" - далее Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013; письмо Минэкономразвития РФ от 18.03.2010 N Д06-819).

Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, находящееся по юридическому адресу, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Вместе с тем согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ в целях осуществления связи с этим лицом. Поэтому сообщение недостоверных сведений об адресе организации или несоответствие адреса организации фактическому ее местонахождению может повлечь за собой ряд негативных последствий.

Во-первых, регистрирующий орган обязан проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и может отказать в регистрации юридического лица или регистрации изменений его устава, если у него имеется подтвержденная информация о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе этого юридического лица (п. 3 ст. 51 ГК РФ, пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

О недостоверности представленных сведений могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013):

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии таких обстоятельств достоверность сведений об адресе юридического лица может быть подтверждена путем представления заявителем в регистрирующий орган иных сведений (документов), подтверждающих, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Во-вторых, уже произведенная регистрация юридического лица может быть признана недействительной по иску собственника или другого законного владельца объекта недвижимости, если до такой регистрации они запретили регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013).

В-третьих, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган может направить юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости предоставить достоверные сведения об адресе.

При непредставлении юридическим лицом таких сведений в разумный срок регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013, см. таже Письмо ФНС России от 12.12.2013 г. N СА-4-7/22406). Ликвидация в данном случае производится по причине грубого нарушения организацией законодательства о государственной регистрации (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона о госрегистрации).

В-четвертых, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Поделиться с друзьями: