(после 1 сентября 2014 года)
С 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснулись, в частности, положений о ликвидации юридического лица. С 1 сентября 2014 года в нормы Гражданского кодекса РФ, посвященные ликвидации, внесли ряд изменений, которые на самом деле не отразились на проведении процедуры ликвидации. Цель таких поправок – закрепить в Гражданском кодексе РФ и (или) уточнить правила, которые уже применялись на практике ранее.
Не поменялась суть ликвидации юридического лица
Пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ дополнили указанием на то, что при ликвидации отсутствует именно универсальное правопреемство (до 1 сентября 2014 года речь шла просто об отсутствии правопреемства). Вместе с тем, еще до 1 сентября 2014 года считалось: суть ликвидации в том, что права и обязанности ликвидируемой организации не переходят в полном объему к другому лицу (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. № 14140/11, ФАС Поволжского округа от 7 октября 2010 г. по делу № А12-23136/2009). В результате ликвидации возможно лишь сингулярное (частичное) правопреемство. К примеру, при ликвидации юридического лица, передавшего вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне по договору ссуды, права и обязанности ссудодателя переходят к лицу, к которому перешло право собственности на вещь (п. 2 ст. 700 ГК РФ). Таким образом, еще до вступления в силу поправок на практике было понимание того, что ликвидация связана с отсутствием именно универсального правопреемства. Такое правопреемство свойственно не ликвидации, а реорганизации юридического лица (ст. 58, п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Не поменялись условия уведомления о принятии решения о ликвидации
В пункте 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ уточнили срок, в течение которого необходимо уведомить регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации. Такой срок составляет три рабочих дня после даты принятия решения о ликвидации (до 1 сентября 2014 года использовалась формулировка «незамедлительно письменно сообщить»). Однако еще до 1 сентября 2014 года уведомление представляли в регистрирующий орган не сразу, а в течение трех рабочих дней после того, как принимали решение о ликвидации. Такой срок был предусмотрен в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Не изменилась судьба имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов некоммерческой организации.
Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ дополнили положением о том, что такое имущество необходимо направить на цели, для достижения которых была создана некоммерческая организация (в соответствии с уставом), и (или) на благотворительные цели (если Гражданский кодекс или другой закон не устанавливает иное). До 1 сентября 2014 года точно такое же правило было приведено в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Новая редакция Гражданского кодекса РФ лишь продублировала это правило.
Новые права и обязанности учредителей (участников) ликвидируемой организации
В настоящее время закон прямо предусматривает обязанность учредителей (участников) ликвидируемого юридического лица совершить действия, необходимые для ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Такая обязанность возникает сразу после того, как учредители (участники) принимают решение о ликвидации. Причем это происходит независимо от оснований, по которым принимается решение (ликвидация в добровольном порядке, принудительная ликвидация, фактическое прекращение деятельности юридического лица).
Необходимые действия по ликвидации (как и до 1 сентября 2014 года) нужно совершать за счет имущества ликвидируемого лица. Однако если такого имущества окажется недостаточно, учредители (участники) должны будут провести ликвидацию солидарно за свой счет (указание на то, что учредители обязаны солидарно нести расходы на действия по ликвидации, ранее в Гражданском кодексе РФ отсутствовало). К примеру, учредителям потребуется оплатить публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». В то же время самостоятельно рассчитываться с кредиторами ликвидируемого лица учредителям в большинстве случаев не понадобится. Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшую ликвидацию потребуется провести по правилам о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 62, абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако ситуация, когда учредители должны будут за свой счет рассчитаться с кредиторами, все же возможна. Такая ситуация характерна для учреждений и казенных предприятий, поскольку:
закон запрещает банкротство этих юридических лиц (п. 1 ст. 65 ГК РФ);
Гражданский кодекс предусматривает субсидиарную ответственность собственника имущества таких юридических лиц (п. 7 ст. 63, абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21 ГК РФ).
Если учредители (участники) не исполнят или исполнят ненадлежащим образом обязанности по ликвидации, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган будет вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).
Если же ликвидацию не удастся провести по причине того, что у юридического лица не будет средств на необходимые расходы, и такие расходы невозможно будет возложить на учредителей (участников), то юридическое лицо исключат из ЕГРЮЛ как недействующую организацию (п. 6 ст. 62 ГК РФ).
Помимо обязанностей Гражданский кодекс РФ предусматривает право учредителей (участников) защитить свои интересы в случае нарушений со стороны ликвидационной комиссии. Так, если члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушат процедуру ликвидации (например, неправильно рассчитаются с кредиторами организации, в результате чего участники лишатся права на часть ее имущества), участники смогут предъявить к ним требование о возмещении убытков (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). При этом понадобится доказать, что члены ликвидационной комиссии действовали недобросовестно или неразумно. В частности, будет достаточно доказать, что их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).
Конкретизирован порядок процедуры ликвидации
Гражданский кодекс РФ внес ряд уточнений относительно того, как нужно проводить процедуру ликвидации.
Во-первых, закон конкретизировал момент, с которого наступает срок исполнения обязательств ликвидируемого лица перед кредиторами. Таким моментом считается момент принятия решения о ликвидации (п. 4 ст. 61 ГК РФ). До 1 сентября 2014 года существовали разные позиции относительно того, когда именно срок исполнения обязательств считается наступившим.
Во-вторых, Гражданский кодекс РФ предусмотрел еще одну категорию сведений, которые необходимо отразить в промежуточном ликвидационном балансе. А именно в баланс обязательно нужно включить перечень требований, соответствующих следующим условиям (п. 2 ст. 63 ГК РФ):
такие требования предъявили кредиторы юридического лица в процессе его ликвидации;
эти требования удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия;
решение суда в отношении данных требований вступило в законную силу.
В-третьих, закон прямо установил, какое имущество не нужно продавать с торгов, когда денежных средств юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.
Проводить торги не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ):
для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу);
для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).
В-четвертых, предусмотрели обязанность ликвидационной комиссии на случай, если будет возбуждено дело о банкротстве ликвидируемой организации. В такой ситуации ликвидационная комиссия должна будет уведомить всех известных ей кредиторов о факте возбуждения данного дела. При этом ликвидация прекратится, а требования кредиторов будут рассматривать в порядке, который законодательство устанавливает для банкротства (п. 3 ст. 63 ГК РФ).
В-пятых, урегулировали отношения на случай, когда между учредителями (участниками) возникнет спор о том, кому из них нужно передать вещь, оставшуюся у юридического лица после удовлетворения требований кредиторов. При таком споре ликвидационная комиссия должна будет продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Изменился порядок расчетов с кредиторами
При удовлетворении требований кредиторов ликвидируемой организации необходимо учитывать следующие правила.
Во-первых, теперь закон прямо предусматривает, что расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (п. 1 ст. 64 ГК РФ, подп. «б» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться нужно еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов. Какие именно расчеты будут признавать текущими, покажет судебная практика.
Во-вторых, Гражданский кодекс РФ определил, в каком порядке необходимо удовлетворять следующие требования кредиторов:
о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Такие требования нужно удовлетворить после того, как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (абз. 8 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, эти требования считаются пятой очередью.
В-третьих, конкретизировали обстоятельства, при которых имущество ликвидируемого лица нужно распределить между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований. Для такого распределения должны соблюдаться два условия (п. 3 ст. 64 ГК РФ):
имущества недостаточно, чтобы удовлетворить все требования кредиторов (до 1 сентября 2014 года такое условие тоже было предусмотрено в законе);
Гражданский кодекс РФ не предусматривает возможности признать ликвидируемое лицо банкротом (ранее такое условие в законе не было прямо прописано).
Получается, что ситуаций, когда имущество нужно распределить пропорционально размеру требований, совсем немного.
Статья 65 Гражданского кодекса РФ, посвященная банкротству, с 1 сентября 2014 года не изменилась.
Это означает, что банкротом по-прежнему нельзя признать:
казенное предприятие;
учреждение;
политическую партию;
религиозную организацию;
государственную корпорацию или государственную компанию, если федеральный закон, предусматривающий ее создание, запрещает признание ее банкротом;
фонд, если закон, предусматривающий его создание и деятельность, запрещает признание его банкротом.
В большинстве случаев (в частности, при ликвидации ООО или АО) ликвидационная комиссия, установившая недостаточность имущества организации, должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 62, абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Впрочем, такая обязанность была предусмотрена и до 1 сентября 2014 года. Однако соотношение этой обязанности и правил о пропорциональном распределении имущества порой вызывало вопросы. Новая редакция Гражданского кодекса РФ полностью устранила эту неопределенность.
В-четвертых, закон конкретизировал случаи, когда требования кредиторов считаются погашенными при ликвидации юридического лица. Погашенными являются (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):
требования, которые не удовлетворили по причине недостаточности имущества ликвидируемого лица и которые не удалось удовлетворить за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям. Это правило применяется тогда, когда закон не предусматривает возможности признать ликвидируемое лицо банкротом;
требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
требования, в удовлетворении которых суд отказал.
В-пятых, исчезла необходимость удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). В свою очередь, кредиторы получили право предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия. Такой срок по-прежнему не должен составлять менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Появилась возможность распределить имущество, обнаруженное после ликвидации
Закон урегулировал отношения на случай, если выяснится, что имущество юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ (в т. ч. по причине банкротства), не распределено (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, подп. «д» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Это имущество можно распределить между кредиторами и (или) участниками ликвидированного лица по правилам статьи 64 Гражданского кодекса РФ. Причем к такому имуществу относятся требования ликвидированного лица к третьим лицам (в т. ч. те, которые возникли из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме).
Чтобы распределить такое имущество, нужно обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление может подать заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган.
Срок для подачи заявления составляет пять лет с момента, когда в ЕГРЮЛ внесли запись о прекращении юридического лица.
Суд может назначить процедуру распределения обнаруженного имущества, если выполняются следующие условия:
достаточно средств для проведения этой процедуры;
есть возможность распределить обнаруженное имущество среди заинтересованных лиц.
Конкретизировали способы защиты прав кредиторов
Гражданский кодекс РФ предусмотрел способы защиты прав кредиторов для каждого из этапов ликвидации.
В случае если учредители (участники) юридического лица приняли решение о его ликвидации, но отказались совершать необходимые действия (назначать ликвидационную комиссию, уведомлять регистрирующий орган и т. д.), кредитор может обратиться в суд с требованием о ликвидации этой организации и назначении для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).
Если учредители (участники) назначали ликвидационную комиссию, но та отказалась удовлетворить требование кредитора или уклонилась от его рассмотрения, кредитор вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ). Такой иск понадобится предъявить до того, как ликвидационная комиссия утвердит окончательный ликвидационный баланс. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационная комиссия будет обязана выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в установленном порядке очередности.
Если члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушили свои обязанности (например, вовсе не уведомили кредиторов о ликвидации), кредиторы могут предъявить к ним требование о возмещении убытков (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). При этом нужно доказать, что члены ликвидационной комиссии действовали недобросовестно или неразумно. В частности, достаточно доказать, что их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).
Поменялись основания и порядок принудительной ликвидации
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрели пять конкретных случаев, когда суд вправе принять решение о ликвидации (однако основания принудительной ликвидации этими пятью случаями не ограничиваются).
1. Суд признал недействительной госрегистрацию юридического лица, в том числе в связи с грубыми нарушениями закона, допущенными при его создании.
2. Юридическое лицо ведет деятельность:
без надлежащего разрешения (лицензии), или
при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации, или
при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
3. Юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
4. Общественная организация, благотворительный или иной фонд, религиозная организация систематически ведет деятельность, противоречащую уставным целям такой организации.
5. Невозможно достигнуть целей, ради которых создано юридическое лицо. Например, если ведение деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В первых четырех случаях иск о ликвидации вправе подать государственный орган или орган местного самоуправления, который закон наделяет правом на предъявление требования о ликвидации юридического лица. В последнем (пятом) случае иск подает учредитель (участник) юридического лица.
Эти пять случаев – неисчерпывающий список оснований принудительной ликвидации. Гражданский кодекс РФ содержит оговорку о том, что закон может предусматривать иные случаи, при которых суд вправе принять решение о ликвидации юридического лица (подп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 17 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Один из таких «иных» случаев предусмотрен для ситуации, когда учредители (участники) юридического лица приняли решение о ликвидации, но не исполнили (исполнили ненадлежащим образом) обязанности, связанные с процедурой ликвидации. В такой ситуации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган может потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).
Также Гражданский кодекс РФ конкретизировал последствия того, если учредители (участники) не исполнили обязанности по ликвидации юридического лица, возложенные на них судом (п. 5 ст. 61 ГК РФ). В такой ситуации суд по требованию заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа вправе назначить арбитражного управляющего, который проведет ликвидацию за счет имущества юридического лица. Если средств на расходы, необходимые для ликвидации, окажется недостаточно, эти расходы будут солидарно нести учредители (участники) ликвидируемого лица.
Предусмотрели последствия прекращения недействующего юридического лица
До 1 сентября 2014 года положения о недействующем юридическом лице были приведены в статье 21.1 Закона о государственной регистрации. Сейчас они появились и в Гражданском кодексе РФ (ст. 64.2 ГК РФ, п. 22 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Критерии, по которым юридическое лицо считается недействующим, остались прежними. Юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность, если оно в течение 12 месяцев, предшествующих исключению из ЕГРЮЛ: не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации и пункте 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ. Регистрирующий орган вправе самостоятельно исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном в статьях 21.1, 22 Закона о государственной регистрации. Помимо этого Гражданский кодекс РФ определил правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: они такие же, как и в случае ликвидации организации (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Например, при обнаружении имущества недействующего юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения этого имущества. Кроме того, не запрещено привлечь к ответственности руководителя и членов коллегиального органа прекращенной недействующей организации, а также иных лиц, определявших ее действия (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).