С первого сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Данный закон разделил понятия местонахождения юридического лица и его адреса.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ (по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа) путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Под адресом юридического лица с первого сентября 2014 года понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).
Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (подп. "в" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о государственной регистрации).
Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 года, сведений об их адресе в ЕГРЮЛ. Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), содержат только раздел "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом", что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Можно предположить, что до урегулирования порядка внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы юридического лица в связи с изменением места нахождения (адреса) в новой интерпретации действует старый порядок регистрации:
В течение 3 рабочих дней с момента изменения сведений о месте нахождения, адресе юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения путём подачи заявления (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации):
1) если изменение адреса произошло в границах прежнего населенного пункта (т.е. место нахождения не изменилось) - по форме N Р14001 о внесении изменений, не связанных с изменением учредительных документов. Такое изменение адреса не влечет за собой внесения изменений в учредительные документы организации, даже если ранее в них адрес и был указан в полном объеме, если иное не предусмотрено самими учредительными документами;
2) если изменился населенный пункт (муниципальное образование) - по форме N Р13001, предназначенной для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Ранее в некоторых случаях на юридическое лицо могла быть возложена обязанность зарегистрировать изменения сведений о своем адресе (месте нахождения):
1) когда по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, было невозможно установить связь с юридическим лицом (представители юридического лица по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.). В этом случае регистрирующий орган мог направить юридическому лицу требование о предоставлении достоверных сведений о его адресе и, в случае их непредставления, в разумный срок мог обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 61).
2) в случае удовлетворения в судебном порядке требования собственника или иного законного владельца объекта недвижимости о прекращении использования соответствующего объекта для целей осуществления связи с этой организацией (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Регистрирующий орган обязан был на основании вступившего в законную силу решения суда внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.
Не исключена возможность использования указанных судебных позиций и после 01.09.2014 года применительно к новому регулированию места нахождения (адреса) юридического лица.
Изменение адреса может производиться и в силу обстоятельств, не зависящих от юридического лица. Регистрирующий орган может по своей инициативе вносить изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). При этом надлежащим адресом юридического лица будет считаться адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.