Преобразование ЗАО в ООО

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное общество вправе преобразоваться в ООО с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования (п. 2 ст. 20 Закона об АО).

Решение о реорганизации, принимаемое общим собранием акционеров, должно содержать перечень сведений, установленных в п. 3 ст. 20 Закона об АО:

1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;

2) порядок и условия преобразования;

3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;

4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;

5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;

6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;

7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного обществ) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;

8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;

9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

Решение о реорганизации общества в форме преобразования может содержать указание об аудиторе юридического лица, создаваемого путем реорганизации, иные данные о лицах, указанных в пунктах 4-7 приведенного списка, другие не противоречащие федеральным законам положения о реорганизации общества (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ, смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 N Ф04-906/2008(496-А45-15)).

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации ЗАО обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (преобразование), с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации)). Рекомендуемая форма уведомления приведена в приложении к письму ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал "Вестник государственной регистрации" – См. п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО.

Также согласно п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного общества осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 6 ст. 15 Закона об АО (абзац второй п. 6 ст. 15 Закона об АО). В сообщении (уведомлении) о реорганизации указываются сведения, установленные в п. 6.1 ст. 15 Закона об АО.

В процессе преобразования ЗАО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО в порядке, определенном в решении общего собрания акционеров ЗАО (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).

Согласно п. 8.3.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем преобразования, при их конвертации погашаются (аннулируются).

Реорганизуемое ЗАО обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг общества, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации (о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении своей деятельности), в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

ООО, созданное в результате реорганизации, обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица) в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8.3.7 Стандартов).

На основании пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации организации в течение 3-х дней со дня принятия такого решения. Форма для сообщения таких сведений установлена приказом ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Невыполнение этой обязанности влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. В соответствии со ст. 14 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подается заявление по форме N Р12001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Так как данная форма не учитывает изменений законодательства об ООО, ФНС России рекомендовала использовать в рассматриваемой ситуации форму заявления, размещенную на сайте ФНС России и в системе ГАРАНТ (п. 9 письма от 25.06.2009 N МН-22-6/511@, п. 2 письма от 08.07.2009 N МН-22-6/548@). Отметим, что приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены новые формы, используемые при регистрации, однако данный приказ еще не вступил в силу.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением) либо учредительные документы юридического лица в электронной форме в одном экземпляре, если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

- передаточный акт;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Если указанный документ не представлен заявителем, он представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Отсутствие какого-либо из указанных документов влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.05.2010 N КГ-А41/3045-10 N А41-27471/08 и от 20.06.2008 N КГ-А40/5159-08).

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Поделиться с друзьями: